Если вы не нашли нужный агрегат в нашем каталоге или у вас редкий, необычный заказ, то заполните
заявку на подбор агрегата

Последние новости

Сетка-фильтр для электробензонасоса ФОРД Фокус 2 (d=11mm 91*64) ST11P202
Сетка-фильтр для электробензонасоса ФОРД Фокус 2 (d=11mm 91*64) ST11P202
Сетка-фильтр для электробензонасоса ФОРД Фокус 2 (d=11mm 91*64) ST11P202
Сетка-фильтр для электробензонасоса ФОРД Фокус 2 (d=11mm 91*64) ST11P202


Подробнее


Бензонасос KR4848P

Подробнее


Сетка-фильтр для электробензонасоса (d=11mm 96*56) ST1115

Подробнее


Все новости

Отзывы клиентов

test 1

Подробнее


Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.

Подробнее


Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit, sed do eiusmod tempor incididunt ut labore et dolore magna aliqua.

Подробнее


Все отзывы

Автомобильный электробензонасос: устройство, принцип действия

Автомобильный электробензонасос., бензонасос, топливный насос

Любая система подачи топлива, которая на заводе ставится на все последние двигатели внутреннего сгорания автомобилей, укомплектована бензонасосом с привод от электродвигателя (ЭДВ) постоянного тока. Электробензона­сос может быть расположен либо непосредственно в бензобаке, где, он будет погружен в бензин в таком случае, либо вне бензобака, но рядом с ним под днищем кузова.

Погружной электробензона­сос, который используется во всех модификациях системы впры­ска топлива «K-Jetronic» это производства фирмы BOSCH бензонасос серии 0580254 его и рассмотрим в качестве примера, рассмот­рим устройство и принцип дейст­вия.

Схематиче­ское изображение конструкции электробензонасоса приведен на рис. 1. Его привод­ной частью является ЭДВ постоян­ного тока с двумя постоянными магнитами 6, расположенными но статоре, и с двенадцатисекционной рабочей обмоткой, намотанной на 12-пазном якоре 8. Якорь барабанного типа. Якорная обмот­ка петлевая, короткозамкнутая, по отношению к внешней электричес­кой цепи, — разделена щетками на две параллельные ветви. Всего в обмотке 288 витков медного про­вода диаметром 0,6 мм, по 24 витка в каждой секции. Два статорных магнита создают постоянное маг­нитное поле В' с полюсами N и S, которое пронизывает магнитные массы и витки якоря ЭДВ. Коллек­тор 4 имеет 12 ламелей, которые попарно соединены с бортовой электрической сетью напряжением 12В посредством подпружиненных щеток 5 и двух внешних электроклемм 3. Щетки к клеммам подсое­динены многожильным гибким мед­ным проводом. Клеммы выведены за пределы корпуса бензонасоса (обозначены соответственно «+» и «-») и имеют герметическое уплот­нение.

Электробензонасос устанавли­вается на переходную площадку, посредством которой он крепится к бензобаку. При этом приемный то­рец электробензонасоса с сетча­тым фильтром 16 грубой очистки топлива опускается точно в выемку 19 днища бензобака. Рабочее по­ложение электробензонасоса БОШ-0580254 вертикальное.

Электродвигатель рассчитан на рабочее напряжение 12 В и в на­груженном режиме потребляет ток до 6 А. Мощность электродвигате­ля примерно 80 Вт.

Принцип действия ЭДВ можно объяснить с помощью рис. 2.

На клеммы +М и -М подается напряжение 12 В от бортовой сети автомобиля через схему управле­ния электробензонасосом. Эта схема включает ЭДВ бензонасоса в момент пуска двигателя внутрен­него сгорания (ДВС) на 3...5 с, а во время работы ДВС удерживает его постоянно включенным. Если ДВС заглохнет при включенном зажига­нии, схема управления отключает электробензонасос от бортовой сети до следующего пуска ДВС.

Под действием бортового на­пряжения 12 В по виткам рамки R якоря ЭДВ начинает протекать пус­ковой ток Г я. Этот ток, согласно закону Ома равный UcRr (где Uc — напряжение бортовой сети, Fta — омическое сопротивление обмотки якоря), вступает в электромагнит­ное взаимодействие с магнитным полем В' постоянного магнита ста­тора. Как следствие, на рамку R начинают действовать две механи­ческие силы F1 и F2, каждая из ко­торых согласно закону электро­магнитной индукции определяется по формуле:

F=BLI cosα. где L — суммарная ак­тивная длина витков рамки R; В — индукция магнитного поля; а — угол поворота рамки R относительно на­правления поля В'. Направление дейст­вия силы F легко опре­деляется по правилу левой руки.

Силы F1 и F2, при­ложенные в противо­положных направле­ниях к оси вращения якоря, образуют вра­щающий момент Мя, который посредством сцепной вилочки (рис. 1, 9) пере­дается ротору шиберного бензо­насоса. Момент определяется по формуле: Мя =(Fl+F2)r, где г — приведенный радиус якоря.

Следует заметить, что сцепная вилочка выполнена из жесткой, но ломкой пластмассы и при заклини­вании ротора бензонасоса (на­пример, при замерзании зимой случайно попавшей в бензобак влаги) должна сламываться, пре­дотвращая тем самым короткое за­мыкание ЭДВ насоса.

После пуска электродвигателя ток якоря 1я значительно уменьша­ется (l’я ~ 31я). Это явление имеет место потому, что, во-первых, якорь сам становится вращающим­ся постоянным магнитом и силой этого магнита ослабляет магнит­ное поле В' статора электродвига­теля (реакция якоря), во-вторых, ток 1я при работе электродвигателя ослабляется противоэлектродвижущей силой и постоянно пере­ключается по виткам якоря коллекторно-щеточным механизмом (КЩМ), за счет чего его среднее значение становится меньше тока заторможенного якоря.

Частота вращения якоря ЭДВ, а следовательно, и ротора насоса, не регулируется, так как зависит только от приложенного к клеммам ЭДВ напряжения и в незначитель­ной степени от механической на­грузки на ось.


Рис. 1. Электробензонасос: 1 — выходной штуцер; 2 — обратный клапан; 3 — элек­троклемма; 4 — коллектор; 5 — щеткодержатель с пружиной и щеткой; 6 — статорный постоянный магнит; 7 — неподвижная ось для якоря ЭДВ и для ротора насо­са; 8 — якорь ЭДВ; 9 — сцепная вилочка; 10 — центробежный ролик; 11 — крышка нагнетателя с выпускной щелью; 12 — статор нагнетателя с эксцентрической ци­линдрической полостью; 13 — ротор нагнетателя с пятью центробежными ролика­ми; 14 — донце нагнетателя с входной щелью; 15 — входная щель; 16 — сетка филь­тра грубой очистки топлива; 17 — выпускная щель; 18 — клапан сброса; 19 — вы­емка в днище бензобака.


Новый электробензонасос БОШ - 0580254 при напряжении 12В может развивать давление на заглушённом выходном штуцере (рис. 1, 1) до 7,8 бар. Клапан сброса (рис. 1,18) отторирован на 6,8 бар. При этом электродвига­тель насоса вращается с частотой до 100 об/с. Производительность насоса около 1,8 дм3/мин, что зна­чительно выше потребления топли­ва двигателем внутреннего сгора­ния в форсированном режиме.

Для поддержания требуемого давления в системе и для сброса излишнего бензина обратно в бен­зобак все системы питания совре­менных ДВС оборудованы обрат­ным бензопроводом и регулятором давления в рабочей топливной ма­гистрали, благодаря чему давле­ние, развиваемое бензонасосом, поддерживается постоянным (для БОШ-0580254 около 6 бар).

Бензоподающим устройством электробензонасоса является ши­берный гидронагнетатель (рис. 1, 10—18), который работает по принципу проталкивания отдель­ных порций бензина центробеж­ными роликами через эксцентри­ческую насосную полость.

Основные составные части ши­берного бензонасоса (рис. 3) следу­ющие: ротор R с роликами Р, статор С с эксцентрической насосной полос­тью S, донце А с впускной щелью L и крышка В с выпускным отверстием М.

В собранном виде центробеж­ный насос представляет собой трехслойный пакет, в средней час­ти которого между крышкой В и донцем А образована главная на­сосная полость S, эксцентрично сдвинутая относительно центра вращения ротора R, в которой и вращается ротор R с роликами Р.

Работает центробежный гид­ронагнетатель следующим обра­зом. Ротор нагнетателя приводит­ся во вращение вышеописанным способом. Под действием центро­бежных сил все ролики нагнетате­ля плотно прижимаются к стенке эксцентрической статорной поло­сти и начинают кататься по стен­ке. Эта полость является главной насосной полостью нагнетателя. Там, где ротор нагнетателя вплот­ную подходит к стенке насосной полости (рис. 3, б, Р1), ролики почти полностью утапливаются в направляющие пазы. Там, где за­зор между ротором и статором нагнетателя максимален (рис. 3, б, Р2), центробежные ролики вы­ступают из пазов почти на поло­вину своего диаметра. Таким об­разом через впускную щель (рис. 3, а, L) насосной полости S проис­ходит захват очередной порции бензина очередным набежавшим роликом. Эта порция интенсивно проталкивается в выпускное от­верстие (рис. 3, в, М) крышки на­гнетателя и оттуда вверх, через все детали электродвигателя, к выходному штуцеру электробен­зонасоса (рис. 1, 1).

Бензин не проводит электричес­кий ток, но беспрепятственно про­пускает магнитные силовые линии. Поэтому на электромагнитные процессы в ЭДВ бензин никакого влияния не оказывает. Вязкость бензина очень низкая, и поэтому гидромеханическое сопротивле­ние слоев бензина, протекающих через рабочий «воздушный» за­зор ЭДВ, также незначительно.

Прокачка бензина через «внут­ренности» электродвигателя повы­шает его надежность. Имеет место постоянная   и  эффективная   промывка КЩМ и смазка проточным бензином оси вращения, на кото­рой вращаются ротор нагнетателя и якорь ЭДВ.

В конструкции электробензона­соса нет подшипников качения. А втулки скольжения с плотной по­садкой на ось лучше работают с жидкой смазкой, которой в данном случае является бензин. Помимо сказанного, бензин интенсивно ох­лаждает электродвигатель, кото­рый никогда не перегревается. Как следствие, электробензонасосы с прокачкой бензина через внутрен­нюю полость электродвигателя обеспечивают работу ДВС до 200 тыс. км пробега.

Следует заметить, что располо­жение электродвигателя бензона­соса в бензобаке на первый взгляд вызывает недоумение. Действи­тельно, хорошо известно, что в КЩМ электродвигателя может воз­никать интенсивное искрение. Это может стать причиной взрыва бен­зобака, когда он пустой, а концен­трация паров бензина соответству­ющая. Однако фирма 6OSCH вы­пускает погружные электробензо­насосы более 30 лет и случаев взрывов бензобака не зарегистри­ровано. Объясняется этот феномен так: электроконтактная пара «щетка-ламель» не искрит, так как, во-первых, работает в режиме пе­реключателя малых энергий, во-вторых, ее компоненты изготовле­ны из специально подобранных электропроводных материалов, и, в-третьих, в ЭДВ с короткозамкну той петлевой обмоткой на якоре искрение в КЩМ ограничено встречно-параллельным соедине­нием рабочих ветвей якорной об­мотки на щетках. Кроме этого, бензонасос и его ЭДВ при работе постоянно наполнены бензином, искрение в котором практически невозможно. За счет герметичнос­ти в системе топливного питания, в бензонасосе бензин или его чрез­мерно богатая смесь присутствует даже тогда, когда бензобак пус­той.

Таким образом, вероятность взрыва бензобака от присутствия в нем электробензонасоса практи­чески сведена к нулю.

В заключение следует сказать несколько слов о неисправностях электрических бензонасосов се­рии БОШ-0580254, о способах их обнаружения и устранения.

Электродвигатель бензонасоса отказывает крайне редко. Как уже отмечалось, объясняется это тем, что он работает в режиме интен­сивного охлаждения бензином, а также постоянно им промывается.

Чаще всего выходит из строя центробежный шиберный гидро­нагнетатель. За счет перетирания мельчайших твердых частиц, кото­рые попадают в бензобак вместе с бензином, трущиеся части нагне­тателя (ротор, статор, донце, крышка и ролики) со временем значительно изнашиваются. При этом ослабевают уплотнения меж­ду ними. Это приводит к потере производительности   и   падению рабочего давления, развиваемого бензонасосом. Причина такой не­исправности заключается в естест­венном старении насоса и долгое время отчетливо не проявляется. Она может быть обнаружена толь­ко на специальном проверочном стенде по падению производитель­ности и развиваемого давления на закрытом выходном штуцере. На работе автомобиля начальное ста­рение бензонасоса сказывается в виде потери приемистости и в виде перебоев работы ДВС в переход­ных режимах. При значительном износе бензонасоса давление в системе питания может упасть на­столько, что ДВС перестает запус­каться.

При неисправности бензонасос начинает работать с повышенным шумом, что может быть признаком не только естественного износа его нагнетателя. Этот же признак ха­рактерен и для нагнетателя с силь­ными задирами трущихся частей, возникающих от твердых абразив­ных частиц.

Такая неисправность чаще все­го начинает проявляться зимой как следствие попадания в бензин вла­ги, из которой образуются крис­таллообразные частицы льда. Эти кристаллики совместно с твердыми частицами, попадая в жернова бензонасоса, истирают и даже на­дирают стенки статора, ротора, а также поверхности роликов нагне­тателя до образования на них глу­боких раковин. Часто и в направ­ляющих пазах ротора имеются за­диры и выработка.

Подшипники скольжения элект­робензонасоса и его клапаны ред­ко изнашиваются раньше трущих­ся деталей нагнетателя, поэтому главной причиной нарушения нор­мальной работы электробензона­соса является износ трущихся час­тей гидронагнетателя.

Теперь о ремонте. В принципе, бензонасосы серии БОШ-0580254, как и любые другие, ре­монту не подлежат и при неисправ­ности требуют замены. Однако практика показала, что при уме лом и осторожном вскрытии завальцовки алюминиевого корпуса дальнейшие процедуры восстано­вительного ремонта бензонасоса не вызывают затруднений.

После вскрытия и полной раз­борки бензонасоса следует прове­сти тщательный осмотр всех его де­талей. В первую очередь надо оп­ределить, подлежит ли восстанов­лению гидронагнетатель. Если он подлежит восстановлению, то мож­но взяться за ремонт.

В электродвигателе следует за­менить щетки, взяв их от другого такого же электробензонасоса, и проточить коллектор. Если имеют­ся повреждения витков обмотки якоря, она может быть перемота­на. При перемотке следует обра­тить внимание на сохранность про­точных каналов для бензина в па­зах якоря.

В центробежном нагнетателе, который, кстати говоря, разбор­ный, следует прошлифовать на станке с магнитным столом трущи­еся поверхности донца, ротора и крышки. Шлифовочный камень должен быть с зерном не более 50 мкм. Незначительный износ пазов ротора большого значения не име­ет и их можно не обрабатывать. Однако при обратной сборке ро­тор шиберного насоса надо уло­жить в статор обратной стороной. Ролики с большими задирами не­обходимо заменить, подобрав их от отечественных подшипников. Если такой возможности нет, то торцы роликов следует прошлифо­вать в наганной оправке на маг­нитном столе под общий размер с ротором.

Сцепная вилочка в условиях российской зимы очень часто явля­ется причиной выхода из строя еще совершенно работоспособно­го топливного насоса. В принципе эта де­таль несменяемая и даже несъем­ная. Тем не менее ее можно заме­нить. Для этого потребуются высо­коквалифицированные токарно-слесарные ремонтные работы на якоре электродвигателя.

Необходимо крайне осторожно и точно, специально изготовлен­ным резцом, сточить часть пласт­массового тела вилочки и на обра­зовавшуюся проточку плотно на­садить вновь изготовленную.

Зафиксировать новую вилочку можно либо стоматологическим цементом, либо микровинтами, ли­бо и тем и другим. Изготавливать новую вилочку из пластмассы не следует, ее лучше выточить из бронзы или алюминия.

Высокое качество ремонта внутренних деталей может быть сведено на нет если не удастся на­дежно завальцевать наружный стакан электробензонасоса. Как правило, вскрытие и обратная завальцовка стакана возможны только один раз, и то при очень квалифицированном проведении работ. Вскрывать стакан лучше всего вручную, например, затупленной отверткой и на жест­ком опорном столе. Так как под завальцовкой находится резино­вая прокладка в виде жгутика круглого сечения, ее надо сохра­нить в целости. Завальцевать ста­кан можно обкаткой на токарном станке. Для фиксации электро­бензонасоса в суппорте токарно­го станка и для прижатия стакана к корпусу потребуется изготовить специальную оснастку.

Из всего вышесказанного вид­но, что для ремонта электробензо­насоса недостаточно одного жела­ния и мастерства. Необходимо так­же наличие специального обору­дования. Поэтому описанная тех­нология ремонта может быть реа­лизована только на хорошо осна­щенных станциях технического об­служивания. Кроме того, но стан­ции накапливается "обменный парк" деталей, бывших в употреб­лении, но еще пригодных к работе. В этих условиях качественному ре­монту подлежат два электробензо­насоса из трех.

Практика показала, что восста­новленные электробензонасосы могут работать еще достаточно долго.


Возврат к списку

(Голосов: 20, Рейтинг: 4.14)


Copyright © БЕНЗОНАСОСЫ 2006-2011

Рейтинг@Mail.ru